Педагогический совет "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми

27.10.2023

Педагогический совет

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»


1.Ребёнок должен быть

защищён от всех форм

небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации

Принцип 9 Декларации прав ребёнка.

(20 ноября 1959 г.)

2.Дети - будущее любой страны.

Если они живут здоровой жизнью сейчас,

то за страной будет многообещающее будущее.



Участники педсовета: администрация и педагогический коллектив образовательной организации.

Предварительная подготовка:

  • Формирование целевой установки, задач участников, обдумывание «сценарного плана» педсовета.

  • Подготовка рабочего материала и презентации педсовета

  • Создание творческой группы по подготовке педсовета.

  • Подготовка инициативной группой проекта решения педсовета.

  • Создание глоссария по теме педсовета (Приложение 1).

  • Подготовка опорных листов (Приложение 2).

  • Подготовка памятки для педагогов (Приложение 3).

  • Создание «Листа рефлексии» деятельности участников педсовета (Приложение 4).

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватман, маркеры.

Форма проведения: педагогический совет на основе доклада, с использованием разнообразных методов и приемов (моделирование проблемных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм и др.)

Цель педсовета:

Освоение знаний, необходимых для осуществления деятельности в области профилактики физического, морального и психического (эмоционального) насилия над детьми. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности.


Задачи:

  1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.

  2. Обосновать психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей. Рассмотреть всевозможные факторы риска, формы, способы выявления случаев жестокого обращения с ребенком.

  3. Проанализировать современное состояние и нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики насилия в отношении детей.

  4. Исследовать организацию, содержание деятельности специалистов, формы и методы их работы, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.

  5. Разработать меры, которые надо предпринять, если родители или иные лица попали под подозрение в жестоком отношении к детям.

  6. Принять решение педсовета.

  7. Организовать подведение итогов педсовета и рефлексию деятельности участников и организаторов педсовета.

План проведения педсовета:

I. Информационно-теоретическая часть «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»:

  1. Вступительное слово директора ОО.

  2. Доклад заместителя директора по теме «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: теоретический аспект» (Психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей. Виды насилия. Последствия пережитого насилия).

  3. Выступление социального педагога: «Социально-правовые основы защиты детей от насилия».

  4. Выступление педагога - психолога (кл. руководителя) с результатами социологических/психологических исследований (социаметрия, уровень тревожности и др.)

  5. Установка на практическую часть работы на педсовете.

II. Практическая часть:

  1. Работа в группах – Профилактика насилия в образовательных организациях.

  2. Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком.



III. Подведение итогов педсовета. Принятие решения.

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.



I. Информационно-теоретическая часть «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

1. Вступительное слово директора школы (Актуальность):

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия.

Пугает скорость распространения среди детей наркомании, алкоголизма, агрессии, насилия, в том числе поражает увеличение количества случаев сексуального насилия между подростками, применения оружия (ножей, заточек и т.п.), использования бит, стальных прутов и прочего «инвентаря» при выяснении отношений друг с другом. А уж о девичьих «разборках» между собой с фиксацией событий на камеру телефона мы говорить даже привыкли и это не вызывает у слушателей практически никаких эмоций. Что происходит с детьми? Уже давно не секрет, что у истоков асоциального поведения детей стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. А если добавить к этому ежедневные потоки агрессивной информации, льющейся на детей с экранов ТВ и Интернета, то удивляться бесчувственности и сформировавшемуся спокойному отношению к насилию, как к некой норме жизни у подавляющей части детей не приходится.

Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического экономического устройства. Беда в том, что долгое время мы старались обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным сословием». И уже, поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения.

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. Ребёнку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчинённым положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.

Никто и представить не мог, что насилие и жестокое обращение примет характер социальной эпидемии. Сегодня ребенок не может чувствовать себя безопасно ни дома, ни по дороге в школу, либо на улице, ни в школе и т.д. Трудно даже представить, в каком кошмаре живут многие дети: боль, унижение, страхи, стресс, депрессия, мысли о смерти и т.д. Психологи знают, что травма, связанная с насилием навсегда оставляет в душе ребенка неизгладимый след и может сломать ему всю дальнейшую жизнь.

Решать проблему нужно как можно быстрее. Решение возможно только при организации серьезной, целенаправленной, системной работы профессионалов, хорошо понимающих ее специфику. Работы с семьей, с несовершеннолетними, с молодежью, с педагогами, с осужденными, с будущими родителями, в трудовых коллективах, в сельских поселениях и т.д. Одним словом – всем обществом со всем обществом!

Таким образом, и мы не смогли остаться в стороне от этой глобальной проблемы, как говорится: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!»

2. Доклад заместителя директора по воспитательной работе на тему «Психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей»

Чтобы справится с проблемой, оказать помощь детям и в перспективе всему обществу, необходимо знать о насилии, жестоком обращении, а самое главное, как помочь и предотвратить, как можно больше.

Перефразировав известное выражение - проблему нужно знать в лицо -давайте разберемся, что такое насилие и чем оно отличается от жестокого обращения.

«Жестокое обращение с несовершеннолетними» является понятием сравнительно новым. Конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Разъяснение этого понятия для семейного, но не для уголовного права было дано в пункте 14 постановления № 9 Пленума Верховного Суда СССР1 и без существенных изменений воспроизведено через 20 лет2. Из этих разъяснений следует, что под «жестоким обращением с детьми» понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.

В практике жестокое обращение с несовершеннолетними распространено очень широко. Жестокое обращение с детьми – это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

Для дальнейшего разговора нам понадобится глоссарий темы «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми» (Приложение 1).


Жестокое обращение, в трактовке уголовного кодекса – это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей).

Таким образом, жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

    В психологии более частое применение находят синонимы термина «жестокость» - «агрессия», «деспотизм». 

    В русском языке есть и другие синонимы слову «жестокость»:  немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.

    Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. проявление жестокости могут быть:

  • преднамеренными или импульсивными,

  • сознательными или неосознанными.

    Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:

  • вид поведения, приносящий вред другому существу

  • намерение с целью нанесения вреда

  • демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку

    Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления как жестокость. Тем более  что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.

Исследования, проводимые в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается всё более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает всё более изощренные формы.

При диагностике состояния ребенка – жертвы насилия, нужно уметь распознавать явные и скрытые маркеры насилия и понимать, что это явление многоаспектно.

Явное или скрытое, а так же косвенное насилие определяется в зависимости от стратегии поведения обидчика. К скрытому насилию можно отнести и большую часть негативного психологического воздействия, например, изоляция от социума, бойкот, стигамтизация и т.д. Скрытое насилие трудно распознать. Для выявления и доказательства требуется не только время, но и знание специалистами признаков скрытого насилия.

К косвенному насилию можно отнести те случаи, когда ребенок становится свидетелем насилия.

Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом. Насилие, совершающееся над ребенком в настоящее время достаточно легко распознать. Синяки, ссадины, царапины, отеки, ожоги и другие физические маркеры распознаются без труда, если не скрыты под одеждой. Известны случаи, когда лишь на уроках физкультуры и плавания обнаруживаются следы от побоев ремнем, скакалками по всему телу. Труднее всего понять и сопоставить, что поведение ребенка в настоящее время является асоциальным, потому что причиной этому является насилие, совершенное над ним гораздо раньше. Это как раз тот случай, когда при распознавании причин асоциального (девиантного, адиктивного) поведения, ребенок автоматически переходит из категории «трудный ребенок» в категорию «ребенок, которому трудно». Как следствие меняется отношение педагогов (взрослых) к таким детям, меняются подходы и психолого-педагогические технологии. Обозначить проблему и помочь скорректировать поведение такому ребенку может только подготовленный специалист – педагог-психолог, врач-психиатр, психотерапевт.

Единичное или множественное, длящееся долгие годы. Единичное насилие, как правило, вызывает у ребенка протест, обиду. Множественное, длящееся годами насилие приводит к формированию двух психологических (психопатических) видов: ребенок-жертва и ребенок-агрессор.

По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или сверстников, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых, в иных местах (подъездах, детских оздоровительных лагерях, спортивных залах и т.п.)– со стороны посторонних знакомых и незнакомых лиц.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

Педагоги самостоятельно изучают материал (Приложение 2. таб.№1)

Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу».

Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

Насилие существует в подавляющем большинстве детских организаций. Для удобства изложения используем термин «школьное насилие», но рассматривать его необходимо в контексте всех видов организаций и учреждений для детей системы образования, социальной защиты, здравоохранения: школ, детских домов, СРЦ, приютов и т.д.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или педагогами по отношению к ученикам (воспитанникам) или – что стало появляться в современном обществе все чаще – учениками (воспитанниками) по отношению к педагогу. Насилие в организациях для детей подразделяется на: психологическое, физическое, сексуальное (встречается редко и в основном в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в детских колониях. Случаи тщательно скрываются ответственными лицами), моральное (встречается в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

(Приложение 3. табл. № 2. Виды и формы школьного насилия)

Кто может стать жертвой школьного насилия?

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости объединяет одно – ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни).

Следствиями физического насилия являются травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.

Социальные последствия жестокого обращения (насилия) с детьми невозможно оценить ни с морально – этической, ни с финансово – экономической точек зрения.

Именно поэтому к профилактике насилия нужно относиться профессионально, серьезно и ответственно. Без помощи педагогов-психологов выстроить профилактическую работу с детьми на должном уровне крайне сложно как в учреждении образования или социальной защиты, так и в семье. Чтобы строить профилактику насилия, нужно знать, какие условия в современном обществе способствуют существованию этого явления.

Работая с детьми группы риска невозможно оказать полноценную коррекционную и реабилитационную помощь без учета факторов риска применения насилия к ребенку. Большая часть этих факторов связана с особенностями семьи в целом, здоровьем родителей, с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками.

Для оказания детям эффективной помощи, необходимо более детально проговорить о ближайших и отдаленных во времени последствиях пережитого насилия.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, появляется жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное поведение, употребления алкоголя, наркотиков.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. При выявлении четырех и более признаков депрессии необходимо незамедлительно обратится за помощью к врачу-психиатру.

Признаки депрессии у детей и подростков. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства. Предотвращение детских суицидов также является неотъемлемой частью системы профилактики, как и профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогам, родителям (законным представителям) необходимо знать признаки изменений в поведении, связанные с суицидальными намерениями ребенка и рассматривать проблему комплексно3.

  1. Выступление социального педагога: «Социально-правовые основы защиты детей от насилия».

Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.

Ряд статей указанной выше Конвенции о правах ребёнка прямо указывает на недопустимость всех форм жестокого обращения с детьми, так в статье 19.1 говорится: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».

Согласно статье 34 государства-участники обязуются защищать ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:

— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),

— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),

— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),

— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;

— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за убийство (ст.102,103,106); причинение ущерба здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); заражение венерической болезнью или СПИДом (ст.115); доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, от которого он находится в служебной зависимости (ст.210); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.

Уголовный кодекс позволяет привлечь к ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за пренебрежение интересами ребёнка в тех случаях, когда это повлекло или могло повлечь за собой тяжёлые последствия: ст.106 УК предусматривает ответственность за неосторожное убийство, ст.124 – использование «опеки в корыстных целях или оставление подопечных без надзора и необходимой помощи». Закон позволяет также защитить ребенка от действий, наносящих ущерб его нравственному здоровью. Так, уголовно наказуемыми деяниями являются: вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, преступную деятельность, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, использование детей для целей паразитического существования (ст.210 УК).

Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка. (Приложение 3. табл.№3)

Однако во многих случаях этого не происходит. Такая практика в значительной мере объясняется недостаточным знанием Уголовно-процессуального кодекса РФ и пренебрежением Уголовно-процессуальным кодексом РФ родителями и должностными лицами, призванными защитить интересы ребенка.

УПК РФ гарантирует установление истины в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, защищает интересы потерпевшего.

В Семейном кодексе определены основы правовой защиты от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Статья 59 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Допускается также досудебное, немедленное «отобрание» ребёнка у родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст.77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей, независимо от того, проживают ли они с ребёнком или нет (ст.61, 63-66, 69 и др.).

Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана существующая законодательная база социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Профилактике насилия посвящена ст. 53 Закона об образовании, согласно которой к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определённые преступления.

Итак, в РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления.

Однако ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. При этом родители нередко осознают, а иногда и не осознают то, что они жестоко обращаются с ребёнком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию – безадресной и ставит на первое место задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлечёнными в насилие, так и общественностью.

Естественно, что в РФ необходимо искать иные меры, направленные на проведение работы на начальных этапах зарождения кризиса семьи. Но, к сожалению, в российском законодательстве отсутствуют основания для осуществления данных в недобровольном (обязательном) порядке, на этапе возникновения проблемы домашнего насилия над ребёнком. (Приложение 3. табл.№2)

  1. Выступление педагога - психолога (кл. руководителей, кураторов групп, воспитателей) с результатами социологических/психологических исследований (социаметрия, уровень тревожности и др.)

  2. Установка на практическую часть работы на педсовете.



В современном мире предотвращение насилия – одна из самых актуальных задач.

Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности и планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организации профилактического процесса и его координации, невозможно выстроить эффективную систему профилактики жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении.

Субъектами профилактики являются педагоги, родители (законные представители), детские коллективы, дети – агрессоры, насильники, дети –жертвы насилия, сотрудники органов внутренних дел, органов опеки и попечительства.

Объектами профилактики в образовательной среде являются условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском жестокого обращения, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия.

При организации профилактической работы очень важно руководствоваться принципами на всех этапах деятельности.

Принцип системности определяет организационно-методическое взаимодействие всех субъектов профилактики, а также межведомственное взаимодействие специалистов, имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.

Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические основания и конкретные мероприятия.

Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании насилия как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся (воспитанников) различных детских учреждений.

Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям жизни и ситуации.

Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у учреждений содержательных, методических, профессиональных ресурсов.

Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности законодательству Российской Федерации.

Комплексность подхода к проблеме насилия имеет определяющее значение. Очень важна профилактическая работа, как с семьями, так и с подростками, готовящимися к самостоятельной жизни, а в особенности – с детьми как наименее защищёнными членами нашего общества.

В результате работы в группах вы создадите план профилактических мероприятий, связанных с социально-психологической поддержкой детей в школе» на уровне нашего образовательного учреждения.

Начните практическую часть вашей работы с ответа на три базовых вопроса:

  • Что должно быть сделано, чтобы определить группу риска?

  • Что должно быть сделано, когда подросток стал жертвой насилия (выявлен факт/имеются подозрения)?

  • Какую работу необходимо проводить с родительской общественностью?

II. Проектная часть (15-20 минут)

  1. Работа в группах – создание Плана профилактики жестокого обращения.

  2. Презентация итогов работы в группах. Выступление представителей от каждой группы. Участники групп используют в работе Приложение 2, 3, 4, 5 

II. Практическая часть:

  1. Работа в группах

  2. Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком (Приложение 4)



III. Подведение итогов педсовета.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности и планирование, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организации профилактического процесса и его координации, невозможно выстроить эффективную систему профилактики жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в области правового просвещения, а также распознавания маркеров риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.


Принятие решения.

1) Проведение тематических педагогических советов, совещаний, семинаров, родительских собраний, консультаций.

2) Планирование работы по профилактике насилия и жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении.

3) Составление социального паспорта класса, школы. 

4) Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН, КДН.

5) Проведение операции «Всеобуч», «Подросток» (посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу и др.).

6) Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки, социально-активную деятельность (волонтерское движение).

…….

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета

Участники педагогического совета заполняют листы рефлексии (приложение 3)

V. Организаторы педсовета благодарят педагогический коллектив за участие в работе.





















Список литературы

  1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.,: Речь, 2006.

  2. Баева И.А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. – СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2007.

  3. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: Монография. – М.: МГППУ, 2008.

  4. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М.: Дашков и К, 2004.

  5. Волкова Е.Н., Балашова Т.Н.Защита детей от насилия и жестокого обращения.Рабочая книга – Н.Новогород,«Папирус», 2004.

  6. Галстян М.Н. Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: теоретический аспект. Выпуск 1. Иркутск: ЦПРК, 2016. – с. 43

  7. Голик А.Н. Социальная психология сиротства. – М.: Феникс, 2004.

  8. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2006.

  9. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2006.

  10. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. – М.: Экон-Ииформ, 2009.

  11. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.

  12. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.

  13. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.

  14. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника / В кн. Безопасность образовательной среды: Сб. статей. Ч. 1. – М.: Экон-Информ, 2008.

  15. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Олиференко Л.Я., Иванова Н.А. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: Дом, 1993.

  16. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: МГУС, 2006.

  17. Журнал «воспитание школьников» №9 / 2000 г., № 6 / 2001 г., «воспитание школьников» № 2 / 2005 г.




Приложение 1

Глоссарий

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие - физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Психологическое (психическое) насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) - неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основных нужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Эмоциональное насилие - лежит в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального (депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания»). Поэтому не выделяется в отдельный вид, а является дополнительным, отягощающим и неотъемлемым компонентом перечисленных видов насилия.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или педагогами по отношению к ученикам (воспитанникам) или – что стало появляться в современном обществе все чаще – учениками (воспитанниками) по отношению к педагогу.

Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Аддиктивное поведение – зависимое поведение.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицид – психологическое явление - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальная попытка – целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Социальные отклонения – нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.

Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации, содержащая  сведения о семье, ребенке; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, ребенка, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

Приложение 2Хочу такой сайт

Таблица№1

Формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми

Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм. К нему относятся множественные физические повреждения, имеющие специфический характер: раны, порезы, синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, укусов, сигаретные ожоги, прижигания другими горячими предметами располагающиеся на лице, теле, конечностях имеющие различную степень давности (свежие и заживающие), образовавшиеся залысины с выраженным отеком и покраснением, синяки на запястьях, вокруг глаз, запекшаяся кровь под носом, глубокие царапины, ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах, повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов, выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов и др.

При работе с семьями по устранению и предотвращению жесткого обращения (насилия) с детьми, необходимо знать и учитывать основные особенности поведения родителей или опекунов (законных представителей), избивающих детей. Такие люди дают противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей, обвиняя в травмах самого ребенка. Избегая огласки и наказания такие люди тянут до последнего с обращением за медицинской помощью или не обращаются вовсе. В процессе работы у них наблюдается отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком, большее внимание уделяют собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям. Часто проявляют неспровоцированную агрессию по отношению к представителям органов опеки, социальным педагогам и даже к специалистам отделов ПДН и КДН.

Психологическое (психическое) насилие - длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.


Психологическим (психическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.К этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербальными, так и невербальными, относятся:

открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка; оскорбление и унижение личностного достоинства ребёнка; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников; предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям; ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку; грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Взрослые, совершающие психологическое насилие, как правило, проявляют заметные схожие особенности в поведении. Они не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается, публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка, сравнивают с другими детьми не в его пользу, присваивают обидные клички, бойкотируют, подолгу молчат, не замечают его успехов, приуменьшаю его достижения и заслуги, постоянно сверхкритично относятся к нему, обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. Очень часто в эту категорию взрослых попадают педагоги, сотрудники полиции и иные специалисты, которые в рамках должностных обязанностей должны помогать детям и защищать их от различных форм проявления насилия.


Сексуальное насилие – вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Сексуальное насилие над детьми - это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими. Здесь не имеет значения, происходит ли это в силу функциональной зрелости ребёнка (в узком смысле – до 16 лет, в широком смысле – до 18 лет) или в силу других причин. Имеется ввиду вовлечение взрослыми детей в сексуальные действия, с целью получения взрослыми удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр разных других сексуальных действий. Американские исследователи определяют сексуальное насилие как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его, по крайней мере, на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Если сексуальное насилие произошло в семье, то, как правило, такие семьи имеет следующие характеристики (кратко): патриархально-авторитарный уклад. Отец (отчим, старший брат) обладает непререкаемой властью, вызывает страх и ужас у остальных домочадцев; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом мать может проявлять демонстративно-истероидную «любовь», переходящую в упреки и обвинения. С отцом постоянные ссоры и конфликты. Сексуальное насилие рассматривается отцом как метод наказания ребенка. Мать отказывается верить ребенку, либо ребенок не видит смысла рассказывать ей о происходящем; конфликтные отношения между родителями. Сексуальное насилие применяется, как метод наказать всех, т.е. жену и детей, которых она породила; мать ребенка чрезмерно занята на работе. При этом ребенок вынужден большую часть времени проводить с родственниками, знакомыми матери, соседями. Одинокий ребенок становится приманкой педофилов;

  • ребенок долгое время жил без родного отца. Например, отец находился в местах заключения. По возвращении обнаруживает полное отсутствие родительских чувств, а ребенок наоборот радуется, стремится компенсировать дефицит отцовской любви и внимания, старается как можно больше времени проводить с отцом;

  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери. По статистике, больше чем в 70% случаев насильниками в семьях являются сожители матерей, либо отчимы детей;

  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;

  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.

Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) - неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основных нужд и потребностей ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это не только отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Социально-экономическими и социально-психологическими причинами неудовлетворения основных потребностей детей могут быть:

  • отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  • отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

  • нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Также моральным проявлением жестокости во взаимодействии с ребёнком является отсутствие у женщины-матери любви и внимания к ребёнку в перинатальный (внутриутробный) период. Будучи эмоционально и морально отвергнутыми (отторгнутыми) ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже физиологически развиваются. Возникает синдром депривации.

Пренебрежение нуждами ребенка имеет внешние проявления и легко распознается. К ним относятся: гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, краснота, сыпь, язвы на коже и слизистых оболочках тела (что особенно характерно для не получающих должного ухода детей младенческого и раннего возраста), истощение, утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки, у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи, одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка, нечистоплотность, несвежий запах. О моральной жестокости свидетельствуют такие физиологические признаки, как отставание в весе и росте от сверстников, педикулез, чесотка, частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания, запущенный кариес, отсутствие надлежащих прививок, задержка речевого и психического развития.


Эмоциональное насилие - лежит в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального (депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания»).Поэтому не выделяется в отдельный вид, а является дополнительным, отягощающим и неотъемлемым компонентом перечисленных видов насилия.











Таблица№2

Виды и формы психологического насилия в отношениях «взрослый – ребенок» и «ребенок (группа детей) – ребенок»

Психологическое насилие

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.);

  • использование нецензурной брани, оскорбление, оскорбления словом и делом, в том числе в адрес родителей,

  • угрозы,

  • предъявление к ребенку завышенных требований;

  • систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной форме;

  • открытая демонстрация негативного отношения к ребенку;

  • моббинг или «буллинг» (травля со стороны сверстников);

  • ксенофобия и дискриминация по любому признаку.

Физическое насилие

избиение, нанесение одиночного удара, шлепки, пинки, подзатыльники, придавливание, толкания, порча и отнятие вещей и др.


Сексуальное насилие

подглядывания в туалетах, душевых, раздевалках;

  • съемка обнаженных детей на камеры гаджетов;

  • принуждение к сексуальным контактам разного рода;

  • изнасилования и т.д.


Моральное насилие


  • лишение части питания (например, полдника или сладкого к чаю)

  • принуждение к выполнению «грязной» работы, например, мытью туалетов или выносу помоев,

  • отсутствие должного обеспечения мягким инвентарем и одеждой (например, недостаток плавок у детей, страдающих энурезом)

  • отсутствие должного обеспечения средствами гигиены, особенно для девочек во время менструального цикла

  • нарушение конфиденциальности персональных данных (например, о заболевании, либо пережитом насилии), что приводит к дальнейшей стигматизации и др.



Таблица№3

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с действующим законодательством

Административная ответственность


Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).

Вовлечение родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ).

Рассмотрение дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность


Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.

Кроме того родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному);  ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность родителей и организаций, в которые был помещен несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).

К дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.





Приложение 3

Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком

Если сотрудникам образовательной организации или иной организации для детей становится известно о фактах насилия над детьми: следует направить служебную записку руководителю организации о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель немедленно сообщает об этом в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист отдела опеки и попечительства совместно со специалистом организации, сотрудником органов внутренних дел незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель организации направляет в правоохранительные органы информацию о случившемся, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Руководитель организации направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Любая профилактическая работа должна строиться на взаимодействии всех субъектов профилактики. Родители, опекуны, патронатные воспитатели, воспитатели семейных групп, родители, утратившие, но восстановившие родительские права должны стать не просто полноценными участниками профилактической работы, но и активными ее исполнителями. Руководствуясь поговоркой «Кто осведомлен, тот вооружен», предлагаем в помощь родителям (законным представителям) несколько советов.













Алгоритм действий специалистов органов и учреждений системы профилактики по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетним


Действия специалистов органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

- результаты медицинского осмотра;

- результаты экспертиз;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:

- несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;

- несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;

- несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;

- несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном контроле.



В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребенком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;

3) органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

6) органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Специалисты органов и учреждений системы профилактики регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, невыполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, ведут учет данных сообщений, оперативно проводят их проверку, в рамках компетенции, запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.



Действия специалистов образовательных учреждений:

1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком.

2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

2.3. При явных признаках жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:

- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка (приложение № 1);

- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия (приложение № 2).

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;

- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

 

Приложение № 1

В органы опеки и попечительства

____________________________

(должность, место работы)

Заявление

« __» _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем) признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия). Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

«___»_________200__года

_________________________               ______________ ________________

(должность руководителя)                                          (подпись)            (Ф.И.О.)

  

Приложение № 2

Межведомственная форма учета сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия в семье

1. Ф.И.О несовершеннолетнего, дата рождения

2. Дата, время и место проявления насилия в отношении несовершеннолетнего

3. Источник получения информации

3. Адрес проживания, социальный статус семьи

4. Сведения об обидчике: степень родства, возраст, место проживания,

место работы

5. Краткое описание случившегося

6. Последствия

7. Принятые меры

«___»_________200__года

________________________                       _______________    ______________

(должность руководителя)                                                  (подпись)                  (Ф.И.О.)

































Приложение № 4

Педагогический совет

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Лист рефлексии



Ф.И.О. (по желанию)__________________________________________________________________

1. Считаете ли вы тему педсовета актуальной?

да нет другое _____________________________________________________________________________________

2. Считаете ли вы эффективным проведение педсовета в предложенной форме?

да нет другое _____________________________________________________________________________________

3. Оцените виды деятельности по пятибальной системе:

Виды деятельности

Баллы

1. Деятельность на этапе подготовки к педсовету


2. Введение в проблему (информационно-теоретическая часть)


3. Работа в группах (проектная часть)


4. Выступления групп


5. Принятие решения педсовета


6. Этап рефлексии




4. Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе участия в педсовете

интерес

удовольствие

раздражение

волнение

скука

беспокойство

эмоциональный подъем

удовлетворение



5. Кого из участников сегодняшнего педсовета и за что Вы бы хотели поблагодарить_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ваши мнения, впечатления, пожелания относительно данного педсовета __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организаторы педсовета благодарят Вас за участие в работе!


















1Пленум Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 года «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

2 Пункт 11 постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая1998 года. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

3 Методические материалы единого Педагогического совета ГБУ ЦПРК от 01.05.2016г

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».