Конспект занятия для дошкольников по профилактике жестокого обращения Тема: «Добрые и злые поступки: как защитить себя и друзей» Возраст: 5–7 лет
10.02.2026
Конспект занятия для дошкольников по профилактике
жестокого обращения
Тема: «Добрые и злые поступки: как защитить
себя и друзей»
Возраст: 5–7 лет
Форма проведения: игровое занятие с элементами беседы и творчества
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения, умения
распознавать жестокое обращение и обращаться за помощью.
Ход занятия
1. Организационный момент (3–5 мин)
Приветствие «Солнечный лучик»
Дети стоят в кругу, передают друг другу мягкое солнышко (игрушку) и говорят:
«Я дарю тебе лучик добра!»
Вводная беседа:
- «Ребята,
сегодня мы поговорим о том, какие бывают поступки – добрые и злые. Как вы
думаете, что значит “добрый поступок”? А что такое “злой поступок”?”
- Выслушать
ответы детей, подвести к понятиям: забота, обида, безопасность.
2. Основная часть (20–25 мин)
1. Игра «Хорошо – плохо»
Детям показывают картинки с ситуациями (например:
- мама
обнимает ребенка,
- дети
дерутся,
- взрослый
кричит на ребенка,
- друг
делится игрушкой).
Задача: определить, какая ситуация «хорошая», а какая «плохая».
2. Обсуждение «Как защитить себя?»
- «Если
кто-то делает вам больно или страшно, что нужно делать?»
- Правила:
- Громко
сказать: «Нельзя так делать!»
- Убежать.
- Рассказать
взрослому (назвать, кому: родители, воспитатель, полицейский).
- Проиграть
ситуацию с куклой: «Кукла Катя испугалась, когда чужой дядя позвал
её… Что ей делать?»
3. Сказка «Заяц Коля и злой волк» (адаптированная)
- Краткий
сюжет: зайчик научился говорить «нет» и позвал на помощь
ежика, когда волк пытался его обидеть.
- Вопросы
после сказки:
- «Правильно
ли поступил заяц?»
- «Кто
ещё мог ему помочь?»
4. Рисование «Мой друг – супергерой»
Дети рисуют своего «защитника» (реального или фантастического), который
помогает в трудных ситуациях.
3. Заключительная часть (5–7 мин)
Итоговая беседа:
- «Какие
правила безопасности мы сегодня узнали?»
- Повторить: «Нет,
убегу, расскажу».
Ритуал прощания «Круг дружбы»
Дети берутся за руки и хором говорят:
«Мы смелые, мы добрые, мы защитим себя и друзей!»
Методические рекомендации:
- Важно: избегать
страшных подробностей, акцент на решениях (куда бежать,
кому рассказать).
- Для
родителей: раздать памятки с ключевыми правилами.
- Повторение: через
неделю провести игру-закрепление («Что бы ты сделал?»).
Материалы: картинки-ситуации, кукла, листы для
рисования, краски/карандаши.