20.10.2022
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это
наша счастливая старость, плохое воспитание-это будущее горе, это
наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной”. А. С.
Макаренко
Одним из базовых прав ребенка является право жить и
воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных
документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о
правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.
За последние годы вдвое увеличилось количество
малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается
психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие
средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание,
рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций
сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, недостаточное удовлетворение
своих потребностей, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам.
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса
социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в
безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто
работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное,
чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной
жизни.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку.
Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
*Какие бывают дети со своими психологическими и
психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на
семейное неблагополучие.
*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка,
склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у
родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а
последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние
ребенка
*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги,
чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живёт в неблагополучных
семейных условиях.
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ:
1.
Семья однодетная может сформировать и
балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете,
невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и
одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в
себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно
быстрее вырваться из этой опеки.
2.
Семья многодетная может создать не только
дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с
асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным
добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы,
пущены на самотек.
3.
Семья с низким материальным положением,
находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая
зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные
последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых
потребностей. Тормозится развитие детей; эксплуатация детей в качестве
добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту
и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы,
растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни; отрыв от учебы и
систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и
стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в
семье доход.
4.
Семья неполная из-за недостатка материального
или отцовского влияния может породить маску феминизации мальчиков и девочек.
5.
Семья со свободными детьми может породить
неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
6.
Семья с нарушенными отношениями, повышенной
конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в
некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных
пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может
стать уход из благотворного влияния семьи и школы.
7.
Семья, умышленно или неумышленно допускающая
безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях
сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
8.
Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим
место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного
материального положения безработицы, отклонения в психике, высшая степень
недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных
завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях
жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со
сверстниками и педагогами.
Большое количество вариантов семей, где родители фактически
не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия
существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного
воздействия усилиями ДОУ, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы
и приемы воздействия взрослых на детей.
5. Семейный
досуг.
6. Уровень
педагогической культуры родителей.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления
образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за
получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений
создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не
обучающихся в образовательных учреждениях.
Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы
профилактики детской беспризорности, безнадзорности и детского сиротства, в том
числе по активизации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их
прав, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему
профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и
формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого
внимания требуют вопросы усиления ответственности
родителей за воспитание и обучение их
несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области
защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с
семьей.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ:
· Дети должны расти и
воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
· Родители должны понять и
принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
· Воспитательные воздействия
должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
· Диагностическое единство
искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней
должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
· Личность самих родителей
идеальная модель для подражания детей.
· Воспитание должно
строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
· Все виды деятельности,
организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
· Оптимизм и мажор - основа
стиля и тона общения с детьми в семье.