10.11.2023
Консультация для педагогов «Ранняя диагностика неблагополучия - залог успеха в работе с семьей»
Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой) Роль семьи в обществе несравнима по своей
силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье
формируется и развивается личность человека, происходит овладение им
социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в
обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек
ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы
нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний
мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только
формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его
социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Но всякая ли семья способна на это?
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями. Неблагополучные же
семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или
в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их
адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания
ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для
данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со
стороны педагога. В зависимости от характера проблем педагог оказывает таким
семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках
долговременных форм работы. Проблема раннего выявления семейного
неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы
с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается
профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у
ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии
и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и
является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди
подростков, на безнадзорность детей – одна из главных задач педагогов. На формирование неблагополучия в
семье оказывают влияние следующие факторы: ·
Социально-экономические. Семьи с низким материальным положением,
находящиеся за чертой бедности, по разным причинам: безработица, низкая
зарплата, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, неумение строить бюджет
семьи. Сверхвысокие доходы также являются фактором риска. ·
Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи,
вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение
санитарно-гигиеническими нормами). ·
Социально-демографические (неполная, одно- или многодетная семья, семьи с
повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями). Семья
однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно
растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их
удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого
человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе,
неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее
вырваться из этой опеки. Семья многодетная может вырастить не
только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с
асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к
существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на
самотек. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные,
даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. ·
Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями
супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями). Семья
с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи,
причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере
взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и
младшем юношеском возрасте, может стать причиной ухода от благотворного влияния
семьи и школы. ·
Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем,
педагогически некомпетентные родители); Семьи с низкой педагогической
культурой родителей, в которых допускаются ошибки в выборе средств, методов
и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон
взаимоотношений с детьми. В таких семьях присутствует жестокое обращение с
детьми, оказывается отрицательное влияние на поведение ребенка в силу каких-то
причин: нервозность родителей из-за бедственного материального положения,
безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими
детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к
ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей
порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и
педагогами. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей,
Одни родители считают своей главной задачей обеспечить детям материальные
условия существования. Другие ведут аморальный образ жизни (страдают
алкоголизмом, употребляют наркотики, беспорядочные половые связи). Семьи
умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят
себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях
молодежи. Это те семьи, в которых родители не исполняют своих обязанностей по
содержанию, воспитанию, обучению ребенка по разным причинам: разлад в семье,
занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость
родителей работой или общественной деятельностью. ·
Криминальные (семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих
традиции и нормы преступной субкультуры). Говорить о ребенке в неблагополучной
семье, значит, говорить о том: Выявление неблагополучия в семьях связано
с выявлением факторов социального риска. Целесообразно педагогам составлять
социально-педагогические характеристики детей. Выявлять социально-бытовые
условия проживания семьи, материальное положение, состав,
эмоционально-нравственный климат, методы и приемы воздействия взрослых на
детей, режим дня ребенка, семейный досуг, образовательный уровень родителей (в
частности уровень педагогической культуры), их возраст и профессию. Эти данные
позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. Педагогам необходимо обращать внимание на
внешний вид ребенка, на его поведение. Характерными признаками внешнего вида и
поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей,
являются: Признаки физического насилия в семье: С целью профилактики и коррекции
социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность
родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение
родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках,
спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает
налаживанию психологического контакта. Ход работы с неблагополучной семьей Работа по восстановлению воспитательной
функции семьи 1. Совместная работа с: - Органами социальной защиты населения; - Отделом образования; - Органами внутренних дел; - Органами здравоохранения; - Отделом по молодежной политике; - Службой занятости населения; - Сельской администрацией; - Комитетом по делам несовершеннолетних. 2. Источники информации о семейном
неблагополучии: - Классные руководители; - Воспитатели д/с; - Педагоги школы; - Врачи; - Участковый инспектор; - Жители села (поселка); - Родственники; - Соседи; - Друзья. 3. Дополнительными источниками являются: - Документы психолого-педагогического консилиума образовательной
организации; - Материалы психодиагностики; - Результаты рейдов; - Жалобы и заявления граждан; - Материалы о правонарушениях; - Преступления несовершеннолетних. 4. Показатели негативного
влияния неблагополучной семьи на ребенка: Нарушения поведения– 50% Нарушения развития - 70%. Нарушения общения - 40% 5. Эффективные меры
воздействия на неблагополучную семью: Направления и формы работы с неблагополучными
семьями ·
наблюдения специалистов; ·
анкетирование детей и родителей; ·
тесты; ·
опросники; ·
интервью узких специалистов; ·
мини-консилиумы; ·
тренинги; ·
анализ документов; ·
анализ продуктов детского творчества; ·
заявки семьи на оказание помощи; ·
анализ состояния здоровья детей; ·
анализ развития, успеваемости; ·
сбор списков неблагополучных семей; ·
составление социально-психологических характеристик детей; ·
составление социально-психологических паспортов семьи. ·
советы по преодолению сложных жизненных ситуаций; ·
консультации специалистов; ·
семейная терапия; ·
индивидуальные беседы; ·
индивидуальный социальный патронаж семей; ·
психотерапия; ·
родительские собрания. ·
«группы риска»; ·
спортивные группы; ·
тренинговые группы; ·
консультирование; ·
семейные вечера. ·
родительский всеобуч; ·
ознакомление с психолого-педагогической литературой; ·
обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта
родителей; ·
семинары для учителей и родителей; ·
лектории для подростков; ·
устройство на работу; ·
летний лагерь; ·
летняя площадка; ·
дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе; ·
постановка на учет в КДН. Приемы работы с неблагополучными семьями Какие вопросы может задать педагог
родителю из неблагополучной семьи во время беседы? Рекомендации педагогам
по работе с неблагополучными семьями Однако следует помнить, что нельзя делать выводы по одному показателю.
Только комплексное изучение семьи поможет увидеть реальную картину
происходящего.